Как известно, живая традиция церковного искусства в России XX столетия была надолго и трагически прервана, и только в начале 80 х. годов появилась реальная возможность возрождения в полном объеме церковного искусства и духовной жизни.

На исходе 1991 года юридически была зарегистрирована Международная Федерация художников, ставшая правопреемницей Московского комитета художников-графиков. Президентом новой организации стал известный мастер современного искусства, академик Дробицкий Э.Н. В живописной секции этого творческого союза была организована Иконописная секция, которая в 2000 году обрела самостоятельную структуру. Практически все мастера, работающие в этой сфере церковного искусства, стали первыми членами вновь образовавшейся секции Союза Художников.

После десятилетий запретов в нашу жизнь как актуальная творческая проблема возвращается церковное искусство - храмовые росписи, скульптура, ювелирное, лицевое золотное шитьё, и конечно, иконопись.

Современные мастера сталкиваются с рядом объективных трудностей. Современный иконописец вынужден копировать стили прошлого, ибо любая попытка найти в рамках старых канонов самостоятельное художественное решение автоматически выводит созданное произведение из круга принятых понятий об иконе. Ведь для нынешней культуры икона только то, что похоже на древние образцы. Или другая крайность: для многих представителей церкви и для "простого народа"- иконой стали образы академической живописи на религиозные темы. Сегодня нет устоявшегося и высказанного мнения церкви о церковном искусстве.

К иконе давно перестали предъявлять требования как к богословию в красках. Сейчас её в лучшем случае воспринимают как иллюстрацию к празднику или празднуемому событию. В подтверждение этих слов можно напомнить, что в наших храмах много икон неканонических, запрещенных Соборами. Творчество вне живого предания невозможно. А у нас живая традиция церковного искусства пресеклась развитием светской живописи. И потому сейчас нам приходится проходить тот же путь, что прошли русские иконописцы после принятия христианства на Руси. Для них тогда образцами служили главным образом византийские иконы, для нас сейчас - все древнерусское наследие.

Участие мастеров церковного искусства в выставках обусловлено отнюдь не желанием прославиться. Наша цель - показать, что и в современном мире есть люди, следующие каноническим традициям Русской Православной Церкви.

           Иконописная секция при Творческом Союзе Художников России на сегодняшний день самое крупное объединение художников, работающих в сфере церковного искусства. Первоначально Иконописная секция насчитывала около трех десятков мастеров, в настоящее время количество мастеров перешагнуло за полторы сотни. Практически все известные иконописцы России являются членами  упомянутой секции. Среди них немало художников имеющих духовный сан, священники и дьяконы.

          Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нём сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного. Поэтому главные требования, предъявляемые к мастерам – соответствие церковным канонам и профессиональный уровень.

Однако техника иконописи имеет свою историческую жизнь , со временем появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике. Так же и в наши дни, в силу обстоятельств, приходится пользоваться некоторыми материалами, которые не указаны в старых руководствах.

Всевозможные стили, школы, авторские манеры и почерки, составляющие богатство и разнообразие внутри единого иконописного языка, никогда не противостояли друг другу, не повторялись ранее, и ныне никто не обязан им подражать. Удивительное сочетание традиционности и неповторимости характерно для всей православной культуры. Не почувствовав этот святоотеческий принцип свободы внутри канона, мы неизбежно впадаем то в стилизацию, то в произвол самовыражения. Выход возможен только при истинном усвоении святоотеческих традиций жизни и творчества.

 

                                                                                                              Смирнова Л.М.

 

 

 

Hosted by uCoz